Укрощение @Интернет@


A: Симулятор от… NASA


Больше всего в сегодняшних американцах мне нравится их открытость. "Свобода слова и печати" для них не пустой звук. И правда, не успеет иной космический телескоп сделать очередной снимок, как тот уже доступен на сайте NASA (www.nasa.gov). В качественной, неискаженной форме, пригодный не только для восторженных восхищении ("смотри-ка яка красива гарна галактика!" {>>>>> сноска http://www.seds.org/hst/96-29a.html}), но и научных целей. Есть желание посмотреть взрыв «Челленджера»? Нет проблем, скачивайте mpeg с ftp сервера NASA {>>>> сноска Этот же файл можно утянуть и  с быстрого томского  сервера  http://jump.telecom.tomsk.su/video/51-l-launch2.mpg} или закажите CD диск!

В свете этого предоставление публичной версии симулятора космического аппарата Mars Polar Lander (обломки которого ныне покоятся среди дюн Марса) удивления не вызывает. NASA свободно раздает фрагменты кода, который предназначался для реального управления аппаратом.

Впрочем, как научная, так и стратегическая ценности симулятора сомнительны. Зато познавательная несомненна. Одно дело - летать на точной копии реактивного истребителя (которым сегодня никого не удивишь), совсем другое - окунуться в атмосферу центра управления космическими полетами. Почувствовать себя на секунду настоящим испытателем. Бесспорно, это уникальная игрушка, аналогов которой назвать невозможно.

Немало азарта добавляет практически полное отсутствие документации (что не характерно для NASA). Обладая далеко не визуальным интерфейсом (нечто вроде макроязыка) симулятор становится хорошей головоломкой для взрослых (или детей, настойчиво перебирающих все возможные комбинации).

Найти его можно на официальном сайте Mars Polar Lander (http://mars.jpl.nasa.gov/msp98/index.html) для чего следует кликнуть по ссылке  "Command your own Polar Lander" – Управляйте вашим собственным Mars Polar Lander-ом, http://mars.graham.com/mplwits которая вскоре приведет нас к заветной "Download Page".


Выясняется, что симулятор написан на Java и, кроме, собственно, самого симулятора необходимо установить Java Runtime Environment (5.2 мегабайта) и Java 3D (1.8 мегабайт). К слову сказать, оба компонента не являются собственностью NASA и достаточно широко распространены, чтобы их было можно найти в ближайшем ларьке, торгующим компакт-дисками известного происхождения.

Если же пиратство претит вашим пуританским взглядам (а почему бы и нет?), то можно скачать эти компоненты с любого из десятка серверов, заботливо предлагаемых NASA. Лично у меня самым быстрым оказался далеко не ближний Японский сервер.

Сам же симулятор находится на единственном сервере NASA и отдается на растерзание только после заполнения удивительно короткой регистрационной формы. Скачивать лучше всего в дневные часы, - ночью (то есть американским днем) сервер очень часто оказывается перегруженным и выдает байты каплями -  в час по чайной ложке.

Пока мегабайты падают на наши жесткие диски, полезно ознакомится с необычайно коротким и лаконичным руководством пользователя (спасибо, что хоть такое дали). Оказывается, что публичная версия немного отличается от оригинальной. Впрочем, различия для большинства пользователей окажутся некритичны.

Так, например, подлинные команды миссии удалены и заменены эквивалентными. Именно так, во всяком случае, утверждает NASA, вероятно, полагая, что эквивалентность не влечет за собой  идентичность (иначе, зачем же тогда их было заменять?)

Аналогично, подлинная кинематика движения руки-манипулятора робота удерживается в секрете –"arm kinematics were removed and replaced by equivalent kinematics" - NASA не хочет расставаться с секретами конструктивных особенностей своего аппарата.

Если эти два отличия средне взятому обывателю сугубо "фиолетовы", то вот упрощение рельефной трехмерной поверхности Марса до невыразительной плоскости бурого цвета огорчит кого угодно. Впрочем, это ограничение связано с недостаточной мощностью бытовых "персоналок" для подобных расчетов, а вовсе не повышенной секретностью.



К счастью, сам объект симуляции изображен трехмерно с детальной проработкой всех узлов в отдельном окне, позволяющим произвольно менять позицию наблюдателя – при желании можно рассматривать аппарат хоть снизу-вверх (кстати, в таком положении  его узлы видны наиболее отчетливо)!



Рисунок 47 3.jpg Внешний вид Mars Polar Lander



Рисунок 48 2.jpg Изображения телекамер

Рядом показан небольшой детализированный фрагмент поверхности Марса (сектор с углом охвата градусов эдак пятнадцать). О полной же, круговой, панораме приходится только мечтать. Или в очередной раз лезть в Интернет, за недостающими изображениями (http://mars.graham.com/mplwits/).

Впрочем, большинство пользователей будут больше озабочены головной болью, как же стронуть эту "радость" с места. Ничего похожего на рычаги управления и педали скоростей как-то не наблюдается.

Ругнувшись еще раз на отсутствие документации (это же надо, что бы вот так, несерьезно!) отправимся на сайт NASA почитать описание оригинального аппарата (http://mars.jpl.nasa.gov/msp98/images/landingsite1.html).

Выясняется, что Mars Polar Lander вовсе не "марсоход", а, скорее, "марсостой" - стационарная, неподвижная станция, снабженная лишь рукой-манипулятором, практически единственным, чем можно с помощью симулятора управлять.

"Практически" - за исключением камеры, которая и передает видимую панораму. Кроме движений самой камеры, симулятор позволяет поиздеваться над "снимаемыми" изображениями – уменьшать или увеличивать яркость, повышать контраст, даже обрабатывать специальными фильтрами для подчеркивания мельчайших деталей рельефа.

Впрочем, возня с графикой быстро надоедает (уж лучше заглянуть в PhotoShop – там набор фильтров намного богаче). Куда интереснее почувствовать в своих руках манипулятор далекого космического агрегата.

Впрочем, "в руках" сказано слишком громко. Все управление реализовано на макроязыке, описание которого напрочь отсутствует, и все что есть - пара примеров программ, доступных для изучения.



Для их запуска необходимо выбрать в меню "Windows" главного окна пункт "Sequence Execution Window" и в появившимся окне кликнуть по кнопочке "Batch". Тут же трехмерное изображение агрегата оживет, придет в движение, сопровождаемое трассировкой (то есть отслеживанием) текущих выполняемых команд.

Играбельный момент всей этой сцены был бы сомнителен, если бы программа ни имитировала реальные (то есть, как мы помним не подлинные, но все же аналогичные) действия взаправду существующего космического аппарата.

До этого момента игроки могли сидеть лишь в кабинах вымышленных космических кораблей. Пусть и красочно нарисованных, но не существующих в природе. Единицы жителей планеты Земля могут похвастаться тем, что сидели за рулем настоящего "марсохода". Сегодня дверь в Тайну приоткрыта. Посмотрим, что будет дальше. Может быть и впрямь, завтра появится возможность управлять реальным марсоходом через Интернет…


Содержание раздела